Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Архив новостей

05.10.2020

На уроках литературы можно петь? Нужно!

Урок… Каким он должен быть, чтобы дети не только чему-то научились, что-то запомнили и сумели это применить в жизни? Каким должен быть урок, чтобы дети хотели с радостью прийти на следующее занятие, самостоятельно подготовить творческое публичное выступление? Каким должен быть урок, чтобы учитель с полной уверенностью мог утверждать, что детям было все понятно, что все ушли на перемену с чувством полного удовлетворения и с мыслью о том, что он способный, умный и талантливый?

Я говорю про урок 21 века. Отойдя от шаблонного преподавания и перейдя в режим «Готовит урок класс, а учитель курирует и направляет», проводить уроки стало интересно и детям, и учителю.

Тема урока «Народные и литературные исторические песни». Конечно, можно ознакомить с жанрами литературной и народной песен, можно рассказать про Орфея и его лиру, от звучания которой, даже ветер переставал шуметь и воды переставали течь… Можно на уроке научиться выразительно читать песни, даже выучить понравившуюся песню наизусть… Все это хорошо, но недостаточно!

Начинаем урок с того, что включаем с хорошим качеством звука и громкости колонки с песней «Ой, то не вечер, то не вечер…» («Сон Степана Разина») в исполнении эстрадной певицы Варвары. Дети слушают, закрыв глаза, представляя сюжет произведения. Оцениваем манеру исполнения, отмечаем особенности русской народной песни (фонетические явления), определяем средства создания художественных образов в исторической народной песне. Сравниваем народные и эстрадные популярные песни!

Далее слушаем литературную лирическую песню «Соловей» А.А. Дельвига в исполнении лучших певцов и хоров. Сравниваем обе песни. Учимся выражать красиво свои мысли, правильно формулировать предложения, используя красивую грамотную русскую речь. Выделяем жанровые особенности, наблюдаем, как в песнях выражается внутренний мир человека, рассказываем об интересе русских писателей к народному творчеству, особенностях повествования и авторской оценке в литературных песнях.

В качестве домашнего задания предлагаю выучить одну из песен для исполнения. Можно готовить дуэт, трио или даже хором спеть понравившуюся песню. Если в классе есть ребята, владеющие музыкальным инструментом, предлагаю попробовать себя в качестве аккомпаниатора. Это и творческий урок, и интересное задание на дом, и выученное наизусть стихотворение и снова песни, только уже в исполнении самих учащихся!

Дети очень любят такие уроки! Они с удовольствием готовят творческие задания. Это учит их не бояться публично выступать, быть раскрепощенными, дает возможность заявить о своих способностях и талантах!

Учитель русского языка и литературы Бортник Н.С.