Выписка из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
(утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь
11 июля 2022 г. N 184)
Оценка результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, либо отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», или записей «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».
Оценка результатов учебной деятельности учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяются следующие пять уровней учебной деятельности:
- первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются отметками 1, 2 балла;
- второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются отметками 3, 4 балла;
- третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания, описания и анализа действий с объектами изучения, которые оцениваются отметками 5, 6 баллов;
- четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, объяснение сущности объектов изучения, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются отметками 7, 8 баллов;
- пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач, самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются отметками 9, 10 баллов.
По учебным предметам, по которым аттестация осуществляется с использованием отметок «зачтено», «не зачтено», отметка «зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности, отметка «не зачтено» выставляется, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
Для проведения текущей аттестации учащихся проводится поурочный и тематический контроль. Поурочный и тематический контроль осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки освоения учащимися отдельных элементов учебного материала.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки освоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). Тематический контроль осуществляется посредством контрольных работ, а также тематических самостоятельных работ.
Текущую, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию по завершении учебных занятий в учебном году (далее – аттестация по итогам учебного года) по учебным предметам (модулям) проводит учитель, который преподает соответствующий учебный предмет.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по отдельным учебным предметам проводится по результатам аттестации по итогам учебного года и итоговых испытаний в виде выпускных экзаменов.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по отдельным учебным предметам проводится по результатам аттестации по итогам учебного года и итоговых испытаний в виде выпускных экзаменов и (или) централизованного экзамена.
Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, осуществляют экзаменационные комиссии.
Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводится централизованный экзамен, осуществляют экзаменационные комиссии, иные комиссии, участвующие в проведении итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация (отметка за четверть) по учебному предмету с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале осуществляется при наличии не менее трех отметок. При этом по учебным предметам, по которым предусмотрен контроль результатов учебной деятельности учащихся в письменной или практической форме, промежуточная аттестация осуществляется при наличии не менее одной отметки за выполнение учащимися задания (заданий) в письменной или практической форме.
Промежуточная аттестация проводится как среднее арифметическое текущих отметок с применением правил математического округления.
Аттестация по итогам учебного года выражается в выставлении отметки как среднего арифметического отметок, выставленных в баллах, по итогам промежуточной аттестации с применением правил математического округления. Причем, если в одной или нескольких четвертях, учащийся не аттестован по уважительной причине (в том числе болезнь, оздоровление, переезд), подтвержденной документально, то среднее арифметическое вычисляется только с учетом тех четвертей, в которых отметки выставлены в баллах. Если в одной или нескольких четвертях учащийся не аттестован без уважительной причины, то аттестация по итогам учебного года осуществляется как среднее арифметическое по итогам промежуточной аттестации всех четвертей.
При невозможности оценить результаты учебной деятельности учащегося по всем или отдельным учебным предметам по причине отсутствия его по уважительной причине на учебных занятиях (без уважительной причины) в течение четверти в соответствии с требованиями, установленными в части первой пункта 14 настоящих Правил, учащийся не аттестуется за четверть по всем или отдельным учебным предметам. За четверть учащимся, которые не аттестованы по учебному предмету, выставляется отметка «не аттестован(а)».
При проведении промежуточной аттестации учащихся I-II классов, учащихся III-IV классов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», аттестации учащихся по итогам учебного года используются записи «освоил(а), «не освоил(а)».
Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от учебных занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», по итогам промежуточной аттестации, аттестации по итогам учебного года вносится запись «освобожден(а)».
При проведении промежуточной аттестации, аттестации по итогам учебного года по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, используются отметки «зачтено», «не зачтено».
Учащиеся, имеющие положительные отметки по результатам аттестации по итогам учебного года, а также учащиеся, освобожденные от прохождения учебно-полевых сборов, переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования.
Учащиеся, не прошедшие аттестацию по итогам учебного года в установленный срок, учащиеся, получившие по ее результатам неудовлетворительные отметки по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в иной срок.
С учащимися, получившими учебные задания на лето, в течение трех недель проводятся учебные занятия в соответствии с расписанием, утверждаемым руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом).
Учебные задания на лето, расписание учебных занятий доводятся до сведения учащихся (законных представителей несовершеннолетних учащихся) письменно в течение трех дней после завершения аттестации по итогам учебного года.
Выполнение учебных заданий на лето контролируют учителя.
В августе текущего учебного года по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования (уполномоченным им лицом), проводятся:
- аттестация по итогам учебного года учащихся, получивших учебные задания на лето;
- выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования имеют неудовлетворительные годовые отметки или не аттестованы по двум учебным предметам;
- выпускные экзамены для учащихся, которые по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не явились на выпускные экзамены;
- повторно выпускные экзамены для учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в сроки, установленные в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, получили неудовлетворительные отметки не более чем по двум учебным предметам;
- выпускные экзамены для учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определенный в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
раскрыть » / « свернуть